Автоматизация звуков "С", "Сь"

«Спусти воздушный шар».Представим, что у нас в руках – большой воздушный шар, проколотый иголкой. Сжимаем двумя руками шар – воздух выходит через дырочку и свистит: «Сссссссс».
Тянуть звук [С] как можно дольше. Если поднести к нижней губе ладонь, должна ощущаться сильная, холодная, направленная вниз струя воздуха.

«Подуй в бутылку»
В бутылочку с узким горлышком сильно подуть на улыбке: ссссс, бутылочка касается нижней губы.



ЗВУК Сь. (№1)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2.Изолированное произнесение звука Сь. (чётко и медленно)


3.Автоматизация звука Сь в слогах.
СЯ – СЯ – СЯ СЯ – СЁ – СЮ СИ – СЕ – СЮ


СЁ – СЁ – СЁ СЮ – СЯ – СЁ СЕ – СИ - СЮ


СЮ – СЮ – СЮ СЯ – СИ – СЕ СИ – СЁ – СИ


СИ – СИ – СИ


СЕ – СЕ – СЕ

4.Автоматизация звука Сь в словах.
СЯ – СЯ – СЯ – сядь, гусята, косяк, лисята, висят, десяток, Ася, Вася, месяц, десять, косят, носят.


СЁ – СЁ – СЁ – сёма, сёла, весёлый, гусёнок, лисёнок, посёлок, сёмга, осёл, новосёл, тесёмка.


СИ – СИ – СИ – Сима, сила, сито, сизый, синий, ситец, синька, сильный, осина, косилка, носилки, висит, лисичка, укусил, погасил, гуси, синица, сидеть, силач, сироп, синева, лисий, носит, косит, босиком, василёк.


СЕ – СЕ – СЕ – сел, сев, семь, сено, Сеня, север, сетка, сеялка, семечки, кисель, висел, посев, песец, осенний, весенний, осень, село, себя, седло, седой, семена, секунда, селёдка, пасека.

5.Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
СЯ – СЯ – СЯ – вот и сказка вся.


СЕ – СЕ – СЕ – семена здесь все.


СИ – СИ – СИ – в речке караси.

ЗВУК Сь. (№3)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2.Изолированное произнесение звука Сь. (чётко и медленно)


3.Автоматизация звука Сь в слогах.
СВЕ – СВИ – СВЁ СЛЕ – СЛИ – СЛЯ


СМЕ – СМИ – СМЯ СНЕ – СНИ – СНЯ


СПЕ – СПИ – СПЯ СТЕ – СТЯ – СТЁ

4.Автоматизация звука Сь в словах.
- свет, свежий, светлый, свечи, свёкла, свинка;


- след, слева, слёт, слива, сливки, слить, слякоть;


- смех, смелый, смена, сметана, смять, снег, снежок, снимок, снять;


- спеть, спечь, спелый, спица, спинка, спячка, степь, стены, стих, стёкла, Стёпа.

5.Найди слова со звуком сь. Выучи стихотворение.
Синее небо, синие тени,


Синие ели – это весна!


В синем лесу этот запах весенний


Всех обитателей будит от сна.

6.Назвать предметы, изображенные на картинках.


ЗВУК Сь. (№2)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2.Автоматизация звука Сь в слогах


СЯ – СЕ – СЮ – СИ


СЕ – СЮ – СИ - СЯ


СЮ – СИ – СЯ - СЕ


СИ – СЯ – СЕ - СЮ


3.Автоматизация звука Сь в словах.
Сядь, гусята, лисята, семь, восемь, сено, сети,


ясень, осень, лесенка, песенка, сито, синий,


осина, гуси, такси, сидеть, носить, косить, весить.

4.Заучивание скороговорки (повтори чётко, выделяя слова со звуком сь).


Мы сидим на лесенке,


И поем мы песенки.


Все поют, и я пою


Песню новую свою.

5. Составь предложения по картинкам.



ЗВУК Сь. (№4)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2.Изолированное произнесение звука Сь. (чётко и медленно)


3.Автоматизация звука Сь в слогах.
ВСЯ – ВСЕ – ВСЮ - ВСИ


ВСЕ – ВСЮ – ВСИ - ВСЯ


ВСЮ – ВСИ – ВСЯ – ВСЕ


ВСИ – ВСЯ – ВСЕ - ВСЮ

4.Заучивание чистоговорки (повтори чётко, выделяя слова со звуком сь).


На скамейке семь котят


Все котята есть хотят.


В миску мы кисель нальем –


Вот вам миска с киселем.


Под скамейкой семь котят


Есть из миски не хотят.

ЗВУК Сь. (№5)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2.Автоматизация звука Сь в слогах


АСЬ – ОСЬ – УСЬ – ИСЬ


ОСЬ – УСЬ – ИСЬ – АСЬ


УСЬ – ИСЬ – АСЬ – ОСЬ


ИСЬ – АСЬ – ОСЬ –УСЬ

3.Автоматизация звука Сь в словах.

Гусь, весь, авось, авоська, моська,


тесьма, восьмой, письма, письмо, Васька,


боюсь, моюсь, умываюсь, одеваюсь, письменный.



4.Заучивание стихотворения (повтори чётко, выделяя слова со звуком сь).


Спят ли волки? Спят. Спят.


Спят ли пчелки? Спят. Спят.


Спят ли птички? Спят. Спят.


А лисички? Спят. Спят.


Все на свете спят, спят.

5. Составь предложения по картинкам.


ЗВУК Сь. (№6)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Сь:


Сироп, такси, кот, гуси, ясень, синица, волк, синька.


3.Автоматизация звука Сь в слогах.
СТЯ – СТЕ – СТЮ - СТИ СТЕ – СТЮ – СТИ - СТЯ


СТЮ – СТИ – СТЯ – СТЕ СТИ – СТЯ – СТЕ - СТЮ


4.Автоматизация звука Сь в словах.
Степь, стена, стихи, стихия, кости, гости, вести, напасти, гость, кость, весть.

5.Заучивание чистоговорки (повтори чётко, выделяя слова со звуком сь).


Вместе с мамой я встаю,


Сам постель свою стелю,


Умываюсь, одеваюсь,


С мамой в детский сад иду.


6. Назови цветок в названии, которого слышится звук сь.



Стихи на звук "Сь"

Непоседа Васенька
Не сидит на месте.
Непоседа Васенька
Всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки,
На усах – сединки,
Хвост дугой у Васеньки
И пятно на спинке.

Вместе с мамой я встаю,
Сам постель свою стелю,
Умываюсь, одеваюсь,
С мамой в детский сад иду.





ВУК С. (№1)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2.Изолированное произнесение звука С. (чётко и медленно).


При правильном произнесении звука С:губы растянуты в улыбке, зубы почти сомкнуты, (расстояние между верхней и нижней челюстью 1 -2 (3) мм). Кончик языка упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, на выдохе проходит по средней линии языка, образуя характерный свист.


3.Автоматизация звука С в слогах.
СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ СЫ-СА-СЫ


СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ СА-СЫ-СА


СА-СА-СА СЫ-СЫ-СЫ СЫ-СА-СА


4.Автоматизация звука С в словах.
СА-СА-СА- сад, сам, сады, сало, сани, Саня, сапоги, салат, сайка, самокат, салют, сабля, сальто, самолет, салфетка, колеса, оса, коса, лиса, досада, касса, масса, писать, кусать, усатый, полоса, колбаса.


СЫ-СЫ-СЫ- сын, сыпь, сытый, сынок, сыпать, сыт, сыч, усы, осы, бусы, косы, полосы, весы, носы, босые, косынка, посылка, посылать, выписывать.

5.Чистоговорки (повтори чётко и медленно)


СА-СА-СА – вот летит оса.


СА-СА-СА – в кустах лиса.


СЫ-СЫ-СЫ – нет осы.


СЫ-СЫ-СЫ – вот автобусы.


6. Наклей картинки (или нарисуй) в названии которых слышится звук С и назови их.


ЗВУК С. (№2)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2.Изолированное произнесение звука С. (чётко и медленно)


3.Автоматизация звука С в слогах.
СО-СО-СО СУ-СУ-СУ СА-СО-СУ-СЫ


СО-СО-СО СУ-СУ-СУ СО-СУ-СЫ-СА


СО-СО-СО СУ-СУ-СУ СУ -СЫ-СА-СО


СЫ-СА-СО-СУ


В сумке вкусный ананас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

Косточку принес Барбос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Стае Сосискин был не трус, ус-ус-ус, ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз, ис-ис-ис, ис-ис-ис.

Совы полетели в лес, эс-эс-эс, эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

На тарелке абрикос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Там, у пристани, баркас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.


4.Автоматизация звука С в словах.
СО-СО-СО – сок, сом, сон, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, песок, волосок.


СУ-СУ-СУ - суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, сумма, сукно, суметь, сундук, несу, вынесу, досуг, косуля, пасу, посуда, несут, плясун.

5.Чистоговорки (повтори чётко и медленно)


СО-СО-СО – вот колесо.


СО-СО-СО – у Сони колесо.


СУ-СУ-СУ – вижу я осу.


СУ-СУ-СУ – книгу я несу.

6. Наклей картинки (или нарисуй) и назови их:

Лиса, коса, оса, самокат, сани.


Колесо, совы, соки, носок, кусок, сода.


Носы, весы, косы, автобусы.



ЗВУК С. (№3)


1.Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2.Изолированное произнесение звука С. (чётко и медленно)


3.Автоматизация звука С в слогах.


СА-СО-СУ -СЫ СО-СУ-СЫ-СА


СУ-СЫ-СА-СО СЫ-СА-СО-СУ


4. Автоматизация звука С в словах.
СА-СА-СА - сад, сам, сады, сало, сани, Саня, сапоги, салат, сайка, самокат, салют, сабля, сальто, самолет, салфетка, колеса, оса, коса, лиса, досада, касса, масса, писать, кусать, усатый, полоса, колбаса.


СЫ-СЫ-СЫ - сын, сыпь, сытый, сынок, сыпать, сыт, сыч, усы, осы, бусы, косы, полосы, весы, носы, босые, косынка, посылка, посылать, выписывать.


СО-СО-СО – сок, сом, сон, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, песок, волосок.


СУ-СУ-СУ - суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, сумма, сукно, суметь, сундук, несу, вынесу, досуг, косуля, пасу, посуда, несут, плясун.

Закрепление произношения звука С в чистоговорках, свободных от шипящих звуков и звука Р 
(Закончи каждую чистоговорку словом со звуком С. Проговори чистоговорки- «свистелки» 3-5 раз.)

Ас-ас-ас, мы купили... (ананас).

Ос-ос-ос, на столе стоит... (поднос).

Вас-вас-вас, наливай в стаканы... (квас).

Вес-вес-вес, на полях растет... (овес).

Вес-вес-вес, над скамейкою... (навес).

Кос-кос-кос, мы увидели... (кокос).

Эс-эс-эс, сильный ливень льет с... (небес).

Ос-ос-ос, сумку носит умный... (пес).


5.Чистоговорки (повтори чётко и медленно)


СА-СА-СА – вот летит оса.


СА-СА-СА – в кустах лиса.


СЫ-СЫ-СЫ – нет осы.


СЫ-СЫ-СЫ – вот автобусы.


СО-СО-СО – вот колесо.


СО-СО-СО – у Сони колесо.


СУ-СУ-СУ – не боюсь осу


. СУ-СУ-СУ – книгу я несу.

6.Закончи предложения:
Для зверей и для зверят тоже нужен детский…(сад).


Своей младшей дочке Тосе заплетает мама…(косы).


Верещунья, белобока, а зовут её…(сорока).

7. Определи место звука С в слове (в начале, в середине, в конце) - -
сад, собака, колесо, ус, усы, автобус, бусы.


ЗВУК С. (№4)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2. Автоматизация звука С в слогах.

а) СА-СО-СУ-СЫ СО-СУ-СЫ-СА СУ-СЫ-СА-СО СЫ-СА-СО-СУ


б) АС-АС-АС АС – ОС – УС – ЫС


ОС-ОС-ОС ОС – УС – ЫС – АС


УС-УС-УС УС – ЫС – АС – ОС


ЫС-ЫС-ЫС ЫС – АС – ОС – УС


3.Автоматизация звука С в словах.
АС – АС – бас, вас, нас, пас, квас, погас, басня, каска, маска, масло, паста, опасно, гласный, колбаска, ласточка.


ОС – ОС – нос, воск, мост, хвост, оспа, покос, киоск, космос, полоска.


УС – УС – ус, вкус, куст, густо, пусто, вкусно, капуста, мускул, вкусный, глобус, автобус, куски, уснул, устал, успел, пустяк.


ЫС – ЫС – мыс, кумыс, выступ, выслать, выставка.

Закрепление произношения звука С в начале слов.
Развитие слуховых внимания и памяти
(Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каждые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.)


Сад — сок — сом. Суп — сук — сам. Совы — сода — сотня. Сыпать — сытый —

сытный. Судак — сухой — сундук. Судно — сумка — сутки. Сухо — сани — садик.

Сапог — сынок — станок.


4.Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
АС – АС – АС – я пью квас. АСКА – АСКА – у Сони маска.


ОС – ОС – ОС – у собаки нос. ОСКА – ОСКА - у Сони соска.


УС – УС – УС - я ем мусс. УСКА – УСКА – у Сони блузка.

Закрепление произношения звука С в одинаковых прямых слогах. 
Развитие чувства ритма и рифмы
(Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.)


У стены стоит коса, са-са-са, са-са-са.

Стоп, сломалось колесо, со-со-со, со-со-со.

Страшно вечером в лесу, су-су-су, су-су-су.

Мы испачкали носы, сы-сы-сы, сы-сы-сы.

Зеленеют все леса, са-са-са, са-са-са.

На столе стоят весы, сы-сы-сы, сы-сы-сы.

Сумку маме принесу, су-су-су, су-су-су.



5.. Выучить стихотворение:
Идут гуськом гусак за гусаком.


Глядит свысока гусак на гусака.


Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

ЗВУК С. (№5)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2. Автоматизация звука С в слогах.


ЯС – ЯС – ЯС ЯС – ЁС – ЮС – ИС


ЁС – ЁС –ЁС ЁС – ЮС – ИС – ЯС


ЮС – ЮС – ЮС ЮС – ИС – ЯС – ЁС


ИС – ИС – ИС ИС – ЯС – ЁС – ЮС

3.Автоматизация звука С в словах.
ЯС – ЯС – ясно, ясный, пляска, коляска, хлястик.


ЁС – ЁС – нёс, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла.


ЕС – ЕС – лес, леска, место, тесто, тесно, интересно.


ИС – ИС – диск, лист, писк, миска, искать, листва, Испания, повис, танкист, кислый, пенистый, тенистый, холмистый.

Закрепление произношения звука С в середине слов. 
Развитие слуховых внимания и памяти.
(Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каждые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно.)


Оса — коса — лиса. Несу — пасу — в лесу. Босой — косой — лесок. Кусок — носок — песок. Весы — носы — усы. Косы — бусы — усы. Посуда — косынка — посылка. Коляска — маска — пляска.

4. Автоматизация звука С в предложениях (повтори чётко и медленно выделяя звук С).


У нас пёс. Кислый квас. В миске капуста. У вас вкусный квас. Водитель остановил


автобус у моста. В кустах кто-то пискнул. Усталый Ваня уснул. Сокол унёс утёнка.


5. Хлопни в ладоши, если услышишь звук С:


Стол, дерево, бусы, трава, липа, сосна, лес, часы, гриб, сорока, капуста, ветка, стул.

6. Выучить чистоговорку (повтори чётко медленно, быстро).


У Сони суп, у Савы суп.


ЗВУК С. (№6)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2.Автоматизация звука С в слогах.
СКА – СКО – СКУ – СКЫ СВА – СВО – СВУ – СВЫ


СМА – СМО – СМУ – СМЫ СНА – СНО – СНУ - СНЫ


СТА – СТО – СТУ – СТЫ СПА – СПО – СПУ - СПЫ


СФА – СФО – СФУ – СФЫ СЛА – СЛО – СЛУ - СЛЫ


3.Автоматизация звука С в словах:


-
свая, свалить, свой, небосвод, свалка, свобода, свой;


-скала, скалка, скакать, скамейка, сколько, каска, доска, ласка, миска, скобка, скука;


- слава, слабый, сладкий, слово, слон, слоги, словно, слух, случай, смола, послание;


- смуглый, смыть, смола, с маком, с мамой, смокинг;


- сноп, сны, спутник, спутать, спать, спальня, оспа, испанка, исполин, воспаление;


- стая, сталь, ставни, стакан, станция, достать, стойка, настойка, сто, стол, стук, стул,


ступка, ступеньки, стужа, мосты, пустыня, хвосты, листок, статуя, паста, галстук;


-сходка, восход, с хлебом, с факелом, с фото, с футболом, асфальт.


Закрепление произношения звука С в словосочетаниях 
(Четко, выделяя звук С, повтори каждое словосочетание 3-4 раза в быстром темпе, сохраняя при этом громкость и внятность произношения.)

Высокая сосна. Садовая скамейка. Стальной насос. Скользкий спуск. Сосульки свисают. Смелый спасатель. Опасный спуск. Автобусная остановка. Сосновый лес.
Состав слова. Способный студент. Вкусные сосиски. Солист ансамбля. Пустая посуда.
Свободный спуск. Космонавт в космосе. Посадка сосен. Спуск самосвала.


4.Игра «Скажи ласково».
Сад – садик самолет – самолетик лес – лесок


Пояс – поясок лист – листик сундук – сундучок


Сын – сыночек сумка – сумочка носок - носочек


5.Автоматизация звука С в предложениях (повтори чётко, выделяя звук С).


В лесу лиса. На полке посуда. В лесу высокие сосны. Собака своих не кусает. Я упал из санок в снег. Самолет летит высоко над лесом. В саду сладкие сливы. У сома усы. Соня, клади в суп фасоль и мясо.


6.. Выучить:
Где снег, там и след.


ЗВУК С. (№7)


1.Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2.Повтори похожие слова в названном порядке.


Мак – бак – так моток – каток – поток


Бык – бак – бок батон – бутон – бетон


Дам – дом – дым нитка – ватка - ветка


3.Определить первый звук в словах.
Собака, солнце, сыр, самолёт, санки, скамейка, сухари, свечка, сапоги, супница, сын, сом, свёкла, сон, сахар, спорт, сучок, салат.

4.Автоматизация звука С в словах. Отгадай загадку.
Под крышей – четыре ножки, на крыше – суп да ложки. (Стол)


Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается. На цепи сидит, дом сторожит. (собака)


Белый камень во рту тает. (сахар)


5.Автоматизация звука С во фразах:
Соленое масло. Соленая капуста. Кисло-сладкий квас. Колбаса с чесноком. Густые леса. Узкие сапоги. Чистая посуда. Вкусный суп. Соня устала. Слава в кустах. Саня уснул.

Закрепление произношения звука С в предложениях.
Уточнение грамматических представлений.
(Послушай предложения. Представь, что объектов не один, а два. Составь и проговори новые предложения, выделяя звук С.)


Например: Одна собака ест из миски. Две собаки едят из мисок.

Один стакан стоит на подносе. Один автобус остановился у моста. Один самолет летит над лесом. Одна лиса испугалась собаки. Один артист спел песню. Одна


6.Составь предложения по картинкам.


ЗВУК С. (№8)


1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих).


2.Повтори слоговые ряды со сменой ударного слога.


са – са – са сы – сы – сы


са – са – са сы – сы – сы


са – са – са сы – сы – сы


3.Повтори рассказ. Ответь на вопросы.


Вопросы. Что сделали с полями и лугами?


Какие облака ходят над полями?


Какую собрали репу?


Когда срезают капусту?


4. Составь предложения по картинкам.




Закрепление произношения звука С в предложениях.
(Послушай пары слов и четко проговори их. С каждой из них составь предложение, в котором будет много звуков С.)

Скользкий спуск. Смелый спасатель. Автобусная остановка. Сосновый лес.

Вкусное мясо. Кислый ананас. Сытый спаниель. Сосновая скамейка. Высокая сосна.

Пустая посуда. Высокий стакан. Сладкая слойка. Солист ансамбля. Высокий стог.


Закрепление произношения звука С в поговорках и пословицах.
(Четко, выделяя звук С, произнеси выражения 3-4 раза. Объясни смысл каждого высказывания. Понравившиеся пословицы и поговорки заучи.)

Сам не отставай да другу помогай.
Свято место пусто не бывает.
Где много слов, там мало дела.
Сколько волка не корми, он все в лес глядит.
Сегодня густо, а завтра пусто.
Ссора до добра не доводит.
Сверху мил, внутри гнил.
Собирай ягодку к ягодке, будет кузовок.
Соколу лес не страшен.
Своя семья — верные друзья.
От слез глазки мокнут, да слезы скоро сохнут.
Собака на сене сама не ест и другим не даст.
Сказанное слово — серебро, несказанное — золото.
Старое старится, молодое растет.
Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое — тому, кто добро помнит.

Закрепление произношения звука С в рифмовках, свободных от шипящих звуков и звука Р. 
(Четко, выделяя звук С, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Понравившиеся рифмовки заучи.)

О СОМАХ И СОМИКАХ

Сом Самсон видит сотый сон.

А у Сони и у Сани в банке сомики с усами.

Этот сом, этот сом спит спокойно под мостом.

Сом усатый здесь на дне, две полоски на спине.

Спать улегся сытый сом, он увидит вкусный сон.

Под откосом, под мостом, обитал усатый сом.


О СОВЕ И СОВЯТАХ

А в лесу темным-темно,

И все спят в лесу давно,

Но сова одна не спит,

На сосне сова сидит.

В темноте сова сидит,

Свысока на лес глядит,

А когда совсем стемнеет —

На охоту полетит.


О СОНЕ

Соня с Саней сели в сани.

Соне пыль сказала: «СОС!» и попала в пылесос!

Есть у Сони киса, киса Василиса,

Любит Соня кису, кису Василису.

Соня любит долго спать, стали Соню соней звать.

Соня села на салазки, как блестят весельем глазки!

Закрепление произношения звука С в рифмовках, свободных от шипящих звуков. (Не торопясь, выделяя звук С, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.)

Я в фасоль насыплю соль, станет вкусною фасоль.

Эй, не стойте близко-близко, я собака, а не киска!

Слоненок удивил слонят, слоненок встал на самокат.

А у нас, а у нас в сумке вкусный ананас.

В кислый сок, в кислый сок сыплю сахарный песок.

Вот сосна в лесу стоит, а на ней сова сидит.

А на нас, а на нас раз свалился ананас.

Ест киска суп из миски; сыта киска, пуста миска.

У маленькой Сани сломались сани.

Саня с Соней сено косят, в сени сено сами носят.

Лег на поле белый снег, он засыпал санный след.

В миске у киски суп и сосиски.

Если сосульку не стоит сосать, то стоит сосулькой ее называть?

Носом слон не только носит, пьет, трубит и пылесосит!

Не хватает умных слов уговаривать ослов!

Сова советует сове: «Поспи, соседка, на софе!»

Сломан самокат — отнесем на склад.

Пестренькая сойка! О весне мне спой-ка!

Закрепление произношения звука С в стихотворениях.
(Проговори каждое стихотворение не торопясь, четко и с выражением. Понравившиеся стихи заучи.) 

В лесу осеннем тихо-тихо,

Слетают листья меж ветвей,

Гуляет по лесу лосиха

И маленький лосенок с ней...

Лес уснул и, как во сне,

Тихо-тихо сыплет снег,

И доносится сквозь сон

Стылых сосен перезвон.

Смотрит Света сквозь стекло,

На дворе светлым-светло,

Не раскаты грома бьют,

Майский над Москвой салют!

Снег темнеет на полянке,

С каждым днем теплей погода,

Время класть на полку санки,

Пусть поспят они... полгода.

Сколько вкусных, сладких ягод

Летом я найду в лесу,

Их наемся я и на год

Витаминов запасу!

Свой домик улитка везет на спине,

(Как долго ползти по отвесной

стене!)

Весну и все лето улитка в пути,

Ей к осени надо на землю сползти.


Закрывайте, куклы, глазки!

Спите все в моей коляске.

Я вам место уступлю,

Колыбельной усыплю,

И совсем могу не спать —

Вам отдам свою кровать!

Видит котик, что у киски

В миске вкусные сосиски.

Рядом с миской киски нет —

Будет котику обед!

До чего вкусны сосиски

Из большой соседской миски!

(Иголка, нитка.)

Он висит на видном месте,

День-деньской глотает вести.

(Почтовый ящик.)

Он за поле, за лесок

Подает свой голосок.

(Телефон.)

Хозяин лесной

Проснется весной.

(Медведь.)

Какой это мастер

На стекла нанес

И ветви, и травы,

И заросли роз.

(Мороз.)

Кто с высоких,

Толстых сосен

В нас скорлупку

Ловко бросил.

(Белка.)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери.

Но вот вспорхнули яблоки,

Ведь это...

(Снегири.)

В гости к Косте,
В гости к Ване,
В гости к Насте,
В гости к Тане.
У Кости – дыни,
У Вани – тыква,
У Насти – киви,
У Тани – клюква.

Закрепление произношения звука С в скороговорках 
(Четко, выделяя звук С, произнеси каждую скороговорку 3-5 раз. Вначале говори медленно, затем постепенно убыстряй темп, сохраняя громкость и внятность произношения. Понравившиеся скороговорки заучи.) 

У нас газ погас.
У сов нет усов.
В саду рос куст роз.
Оксанка на санках.
Соломы воз на возу вез.
Сухой сук нес барсук.
Соломы воз Саня вез.
Сок с березы стек.
Степе под нос суют поднос.
С сосны смола сама стекла.
У киски в миске суп и сосиски.
Мороз невелик, а стоять не велит.
Был бы покос, да настал мороз.
Гусак на гусака глядит свысока.
У гусыни нет усов, сто усов у сотни псов.
Съел Слава сало, да сала было мало!
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.
У Степана есть сметана, есть сметана у Степана.
Всему свету, всему свету раздает советы Света.
На скамейку мама села, Соня — слева, справа — Сева.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Дадим киске супа в миске; съест суп киска — опустеет миска.
Гусак, гусыня и гусята опять гуськом идут куда-то.

Комментариев нет:

Отправить комментарий